Свято-Успенский пещерный мужской монастырь.

Пещерный город Чуфут-Кале.

Ханский дворец.

Гарем. Фонтан слез.

Программа:

Вы побываете в «пещерном» городе-крепости Чуфут-Кале — маршрут, общей протяженностью 5 км по горной местности (за 3 часа). Крепость еще называют «Иудейской», на протяжении многих веков там проживали представители караимского народа. С крепости открываются захватывающие виды на Крымские горы. Узнаете, почему такие города получили название «пещерных», как люди жили в средневековье, где брали воду и много интересного…

Пещерный город Чуфут-Кале: В переводе на русский язык «Чуфут-Кале» означает «иудейский город». Но это не первое название древнего поселения. Татары, проживавшие здесь в период 13-17 вв., называли его «Кырк-Ер», что переводится как «сорок замков». В результате археологических раскопок и исторических исследований ученые установили, что город был основан в 8 веке, а первые поселенцы (готы и аланы) пришли на эти земли Крымского полуострова еще раньше.
Пещерные города возникали в древности не просто так. Времена тогда были неспокойные, а набеги кочевых племен — обычным делом. Высокогорные плато отлично подходили для строительства укрепленных населенных пунктов, которые было намного сложнее взять штурмом, чем города на равнинах.
Прекрасно сохранились караимские молельные дома — кенасы Большая и Малая, которые являются не только ценными памятниками архитектуры, но и дают представление о религиозных традициях караимов.
Большой интерес представляет и мавзолей Джаныке-Ханым — дочери легендарного хана Тохтамыша. С личностью этой женщины связано несколько легенд и преданий. Мужества и самоотверженности Джаныке-Ханым было не занимать.

По дороге к «пещерному городу» расположен действующий мужской монастырь Успения Богородицы, существующий возможно с 8 в.н.э. Сможете посетить пещерную церковь монастыря, набрать воды в источнике. 

Затем посещение Ханского дворца — это единственный в мире объект крымско-татарской архитектуры такого значения. На территории дворца увидите мужскую и женскую половины, гарем, Зал Дивана, Фонтанный дворик (в том числе и знаменитый Фонтан Слез («Сенсебиль»), воспетый А.С. Пушкиным), дворцовую мечеть.

Бахчисарайский ханский дворец:  крупный памятник эпохи Крымского ханства в Бахчисарае, существовавшего с 1443 по 1783 год, бывшая резиденция крымских ханов. Памятник истории и культуры общемирового значения. Построен в ущелье реки Чурук-су, протекающей в южной части города.
Точная дата строительства дворца неизвестна, но все исследователи считают, что оно было завершено в правление хана Адиль-Сахиб-Гирея, который правил с 1532 до 1551 г.

Адиль-Сахиб-Гирей — первый хан, при котором упоминается название Бахчисарай, как место пребывания правителя. Этого хана называли строителем. Площадь, занимаемая дворцом, более 4 га. К ограде и Западным воротам дворца прилегали, как неотъёмлемая часть дворцового комплекса сады, давшие название городу. В переводе с крымскотатарского Бахчисарай — «дворец-сад» или «дворец в саду».
Лёгкая «киосковая» архитектура дворцовых построек, отсутствие монументальности в ханской резиденции не случайны: даже стены, разгораживающие сад и интерьер, в известной мере условны; их задача — создать прохладу в летний день, но при этом они «впускают» сад через цветные стекла окон, через аркады и террасы. Ближайшим источником вдохновения, образцом для подражания служил крымским ханам и их строителям дворец султанов в Стамбуле — Топкапи, начатый постройкой вскоре после завоевания Константинополя Мехметом II в 1453 г. Ханы часто бывали в Стамбуле. Гордясь своим происхождением, которое они ценили не ниже султанского, они стремились окружить себя такой же роскошью. Неудивительно, что из турецкой столицы вывозились моды, вкусы, мастера. В старейших уголках Бахчисарайского дворца, который начали строить ненамного позднее стамбульского, заметно влияние арабо-персидского и турецкого стилей. Сходство дворцов, видимо, служило предметом гордости: Екатерине II и её спутникам сообщили, как пишет де Сегюр, что «Ханский дворец выстроен по образцу Константинопольского, хотя и в меньших масштабах».

Гарем. Гаремный корпус.

По мусульманскому обычаю все жилые дома делятся на две половины – мужскую и женскую. Женская половина – гарем, что в переводе с арабского означает «запретное», «заповедное». Ханский дворец не является исключением из этого правила.

Изначально Гаремный комплекс состоял из четырех зданий. Три из них были разрушены в 1820-х гг. В сохранившемся здании, состоящем из 3 комнат (условно названных «Буфетная», «Жилая», «Гостиная»), беседки и просторной террасы, размещается экспозиция исторического отдела. В помещениях Гаремного корпуса воссозданы интерьеры богатого крымскотатарского жилища XVIII-XIX вв., по которым можно составить представление и о внутреннем облике помещений ханского Гарема.

В Гареме проживали: матери, незамужние сёстры и дочери ханов, ханские жены, а также женская прислуга. Несмотря на то, что по Исламу разрешается иметь одновременно четыре жены, не все крымские правители пользовались этим правом. Дети ханов получали образование в семье, но наряду с этим существовал и другой обычай воспитания – аталычество, т. е. юный наследник отправлялся в Черкессию, где под руководством местных князей (аталыков) получал прекрасную физическую и боевую подготовку. Связи между воспитанниками и аталыками были очень крепки и сохранялись навсегда.

Фонтан слез — предание приписывает инициативу создания фонтана крымскому хану Кырым-Гирею. Фонтан был устроен, предположительно, у мавзолея (дюрбе) Диляры-бикеч, умершей в 1764 году и считающейся возлюбленной наложницей хана. В настоящее время располагается в «Фонтанном дворике» Хансарая, куда был перенесён к приезду Екатерины II (во время таврического путешествия).

Легенда о любви хана Кырым-Гирея распространяется в Бахчисарае с XVIII века. Первоначально в качестве памятника умершей возлюбленной хана был известен только мавзолей Диляры, а не Фонтан слез, который и не имел тогда этого названия. Её имя было упомянуто в надписях на дюрбе и на Зелёной мечети (Ешиль-Джами).

Позднейшие предания обычно представляли любимую наложницу христианкой, но расходились относительно её имени и национальности. Её называли гречанкой (Динорой Хионис), грузинкой. После публикации «Бахчисарайского фонтана» А. С. Пушкина утвердилась версия о её польском происхождении, испорченный ко времени визита поэта фонтан превратился в символ печальной любви хана, и в крымских легендах появился троп «заплакавший камень»:

Вызвал Крым-Гирей мастера иранца Омера и сказал ему: ─ Сделай так, чтобы камень через века пронёс мое горе, чтобы камень заплакал, как плачет мужское сердце.

В качестве сувениров из Бахчисарая привозят травяные чаи, варенье, вино, изделия из меха (тапочки,жилетки…), вязаные носки, гончарные изделия и т.п.

Возвращение в Севастополь.

Рекомендуется:

—  иметь с собой удобную обувь.

— женщинам лучше взять платок, одежду с закрытыми плечами, коленями для посещения храма.

— документы, подтверждающие право на льготы.

Стоимость с человека:
Взрослый билет: 1.500 руб.
Детский билет:1.300 руб.